Как известно, человек проводит во сне треть своей жизни, но о комфортной одежде для этого времяпрепровождения задумывается не всегда. А зря, так как качественный отдых напрямую влияет на самочувствие человека и настроение, с которым ему предстоит провести целый день. Трудно представить, не отдохнувшего как следует человека, в хорошем расположении духа и излучающим энергию, не правда ли? Следовательно, нужно уделять внимание не только тому, на чем мы спим, но и в чём.
А поговорим мы сегодня о ночной сорочке, как и где она появилась, как эволюционировала и в каком виде добралась до нашего времени…
Это сейчас одежда делится на женскую, мужскую, повседневную, вечернюю, свадебную, домашнюю… и так далее, а было время, когда различия в одежде между полами не были так уж существенны , что уж говорить об одежде для сна или дома, как об отдельной категории гардероба? Ее попросту не было – люди спали в том, в чем ходили днем или вовсе без ничего.
В средние века мужской наряд мало чем отличался от женского. Они напоминали тунику, которую носили в течение многих столетий оба пола в Египте и Риме. Тогда рубашки были бесформенные и представляли собой прямоугольный кусок ткани с рукавами. Они, как правило, были сделаны из белого льна, так как лен довольно хорошо впитывает влагу и его можно было без проблем кипятить и отбеливать по мере загрязнения.
Точного места и времени появления одежды для сна неизвестно, но ее документированная история началась в Чехии в 1492 году. Тогда она называлась совсем по-другому – «юбка для сна» или «юбка для спальни» и шилась из большого количества материала, так как служила, в первую очередь, нательным бельем под повседневное одеяние. Соответственно, позволить себе такой элемент гардероба могли далеко не все, а только зажиточные и знатные особы.
Первые варианты спального гардероба - сорочки и колпаки выполняли функцию сохранения тепла тела и головы людей, которые жили в холодном климате с ограниченным обогревом помещений. Поверх рубахи надевали фуфайку - так назывался в то время, наш привычный халат ( происхождение халата было описано нами здесь ). Ночные наряды, как правило, были самодельными и в большинстве своем имели простой крой длиною до пят, минимальной отделкой и двумя разрезами по бокам. С появлением швейной машины в середине девятнадцатого века, убранство для ночи стало более разнообразным, сложнокроенным и с богатой отделкой кружевом, камнями или вышивкой.
Жан Гюбер - "Утро Вольтера" (между 1750 и 1775 годами)
Представления человечества о нравственности и существующие в ту пору обычаи также оказывали влияние на то, в чем нужно было отправляться спать. Моральные устои общества и понятия о стыдливости диктовали, что тело спящего человека или находящегося в комфортной домашней обстановке, должно быть надлежаще прикрытым. В викторианский период (1837-1901гг.) блюстители морали критиковали модные тенденции, подчеркивающие женственные формы, как опасные разуму, а почтенные горожане с неодобрением отзывались о ночных сорочках расшитых кружевами, видя в этом признаки порочности.
К концу средневековья мужские ночные сорочки были подобны обычным рубашкам, которые носили во время бодрствования. Между 1626 и 1866 г., как правило, они имели отвернутый вниз или складной воротник, а отверстие для шеи было чуть глубже, чем в дневной рубахе. Дорогие ночные сорочки, принадлежащие состоятельным джентльменам, были часто декорированы кружевами на шее и оборками на запястьях. К концу 1800-х годов были доступны такие ткани, как лен, хлопок, фланель, белый или цветной шёлк. Со временем, в таком виде мужской спальным наряд, утратил популярность и на смену ему пришел пижамный костюм. В 60-е годы в Англии мужская пижама полностью заменила ночные рубашки и джентльмены стали отдыхать исключительно в них. По одному только слову «пижама» понятно, что оно имеет восточное происхождение, а означает «одежда для ног». Согласно историческим записям, первая пижама была привезена в Европу путешественниками из Азии. Вместе с привычными сладостями и нужными вещицами кочевники захватили с собой удобный и практичный костюм для отдыха.
Одежда для отдыха у мужчин, 1881год.
Первоначально, женские льняные рубашки для сновидений были просторно и незатейливо скроены и имели отвернутый воротник с рукавами, собранными в манжеты. Со средины 1800-х годов и далее, женская одежда для сна превратилась в более сложную, соблазнительную и богато отделанную.
1825-1930гг. Ночная сорочка с длинным рукавом из хлопка
Между 1840 и 1900 годами ночнушки начали меняться стилистически: появились вырезы круглой, квадратной и V-образной формы; воротники могли быть, как стоячие так и отвернутые; рукава - легко присобранные, пышные или плиссированные; частично или полностью открытый спереди или сзади лиф, собранный вместе лентами или пуговицами; стали доступны варианты со складками и запахом спереди; возникли украшения в виде оборок, складок, лент, кружев, бисера и ажурной вышивки.
С 1887 года становятся широкодоступными сорочки из белого шелка, с небольшими узорами различных цветов, а также мягких розовых и голубых шелковых тканей. В 1890-х годах появились уютные зимние ночные рубашки из розовой и кремовой фланели, украшенные лентами и кружевами. В это же время полюбились длинные хлопчатобумажные ночные сорочки с искусно отделанными вырезами, лифами и рукавами, а так же байковые облачения для сна.
Ночная рубашка из хлопка с кружевной отделкой, 1880год
С конца 1800-х годов и вплоть до 1918 года ночные сорочки в стиле ампир были повальным увлечением, так как считались элегантным и вызывающим ностальгию предметом роскоши. Они были обязательной частью свадебного приданого и шились из белого и пастельного шелка, сатина, батиста, хлопка.
Французская ночная сорочка из коттона, 1905г.
Хлопковое платье для сна, украшенное кружевом и шелковыми лентами, 1907г.
Коттоновая ночнушка из Франции, приблизительно 1910-1915гг.
Шелковая китайская рубашка с вышивкой, 1920г.
Многие представительницы прекрасного пола, конечно, те, которые могли себе это позволить - облачались в шелковые и шифоновые пеньюары. Слово «пеньюар» происходит от французского словосочетания «расчесывать волосы», а, как известно, именно этим занимались девушки перед тем, как отправится в царство Морфея. Пеньюары, в самом начале своего появления, были праздничной одеждой для темного времени суток, например - для брачной ночи. Но очень скоро состоятельные дамы ввели их в повседневную жизнь. Самый пик интереса к таким комплектам для спальни пришелся на 30-е годы XX столетия, когда гламуром и невиданной прежде роскошью Голливуда была покорена каждая модница. Тогда-то и начали шелковые пеньюары и неглиже украшать перьями марабу или страуса, а также драгоценными камнями и элитными кружевами.
Пеньюары, 1920-1940гг.
Однако, Вторая мировая война пригасила пыл к роскоши и расточительству, и многим стало не по карману одеваться в такие наряды во время сна. Вскоре, возникла первая волна феминистического движения, борющегося за равные права женщин и мужин, вследствии чего, слабый пол начал носить брюки, а затем присмотрелся и к мужским пижамам. Хорошим толчком для этого стал кинематограф .
В 1920-х годах парижский дизайнер Мадлен Вионнэ (Madeleine Vionnet) представила на суд публики коллекцию красивой одежды для сна и дома. Ее изюминкой был крой - все модели были покроены по косой. Скроенные подобным образом ночные рубашки стали писком моды в 1920-1930-х годов - они плавно подчеркивали изгибы тела и завораживающе струились. Некоторые из ночных рубашек были настолько ошеломляющими, что их даже надевали вместо вечернего платья.
Скроенная по косой шелковая ночная сорочка, 1920г.
Сатиновая ночнушка, крой по косой, 1930г.
Между 1920 и 1940 годами, ночнушки имели длинные прямые линии, а с 1947 по 1954 год, вошли в моду рубашки с облегающим лифом. В 50-х годах, стали доступны более короткие варианты этого одеяния, которые обычно продавали в комплекте со штанами в тон. Наряду с этим появились новые ткани, такие как: нейлон, хлопок, трикотаж и красочные принты с цветочными и абстрактными узорами. В 1960-е годы, кутюрье Сильвия Педлар (Sylvia Pedlar), которая занималась массовым производством белья под маркой Iris, представила целый ряд длинных и коротких неглиже из деликатного батиста с мелкими кружевными вставками, тоненькими атласными лентами, а также плиссированного нейлона.
Шелк, 1929г.
Шелковая рубашка, Франция, 1930г.
Франция, шелк, 1930-е гг.
Элегантное спальное платье из Франции, шелк и коттон, 1930г.
Франция, шелк/коттон 1930г.
Американский наряд для сна, нейлон и шелк, 1938г.
Ночнушка из шелка, 1952г.
Шелковая рубашка, 1952г.
Куба, синтетика, 1956г.
Синтетическая сорочка, 1970-е гг.
Ночные рубашки не теряют актуальности и сегодня, и радуют нас разнообразием стилей, длины, кроя и материалов.
Источники фото - pinterest.com и metmuseum.org